В связи с «производственной» необходимостью прошел в прошлые выходные курс Первой Доврачебной Медицинской Помощи, которые в Штатах называются CPR/AED и First Aid. Сертификат об окончании таковых требуются в некоторых учреждениях для разрешения преподавания йоги и других «оздоровительных» систем группам людей.

Конечно, я помнил кое-что из основ и практических методов оказания первой неотложной помощи, преподаваемых нам на водительских курсах в УПК (Учебно-производственный комбинат) Советского района города Нижнего Новгорода, но это было так давно… и почти неправда. На самом деле я бы, наверное, не решился реально оказывать помощь с теми кусочками знаний и, следовательно, уверенности, что остались с тех времен.

А между тем,  ситуации, когда такие знания и навыки могут понадобиться, совершенно непредскакзуемы. Не дай Бог, конечно!

Как раз совсем недавний случай в самолете, подлетавшем к Сан-Франциско, заставил меня задуматься о своей способности оказать помощь ближнему. Женщине на борту стало плохо, может сердечная недостаточность, может что-то еще. Благо до потери сознания дело не дошло и женщину после посадки оперативно эвакуировала Неотложная Помощь, вызванная экипажем заблаговременно.

Но ситуация в воздухе была не самой успокаивающей. Как оказалось бортпроводницы и бортпроводники не владеют никакими базовыми навыками оказания помощи, что несколько шокировало меня. Безусловно они пригласили по бортовому радио людей из пассажиров с медицинским опытом (doctors, medical assistants, nurses) оказать посильную помощь, суетились сами, пытаясь помочь как могли, принося воду, дыхательные системы, лёд, тряпье, салфетки, пакетики для … тошнилова… К счастью, нашлось несколько пассажиров с опытом, поддерживаюших страдалицу в меру сил. Я не мог спокойно отсидется и тоже предложил свои очень скромные услуги, прощупав пульс и послушав дыхание пациентки и потом пытаясь на кривом английском без знания не только медицинской, но и бытовой терминологии болезней и симптомов объяснить проводницам минимальные разумные шаги для смягчения симптомов и ситуации, как выиграть время до посадки…

Этот сюжет несколько шокировал меня и неподготовленностью экипажа и моей собственной неспособностью помочь. Так возник второй, не менее важный повод «срочно» пройти курсы подготовки, чтобы как минимум знать основы «доврачебки» и почувствовать большую уверенность в своих силах.

Курсов подобной  подготовки предлагается немало, даже в онлайн варианте и ощущается реальная конкуренция за клиента-студента, что наводит на мысль о достаточной популярности темы в Штатах.

Онлайн версии, хотя и более дешевые, я сразу для себя отмел как несерьёзные. Я считаю очное обучение чему бы то ни было и «контактное» время с преподавателем в разы эффективнее и быстрее.

Остановился на «школе», предлагающей курс CPR/AED/First Aid, как бы у нас сказали, одобренный местным Американским Красным Крестом (American Red Cross).

Нашел через www.redcrossbayarea.org.

«Safety Training Seminars» предлагает различные курсы и тренинги, касающиеся первой помощи, как для непрофессионалов, так и для мед. работников. Потратив 3 + 3 часа воскресного дня и $50+$50 личных ресурсов, освоил (в меру своего восприятия английского) азы этих двух частей:  CPR (Cardio-Pulmonary Resuscitation) и AED (пользование Automated External Defibrillator)  и First Aid (базовые приемы «доврачебки» в различных, угрожающих жизни ситуациях).

В итоге получил незабываемый по интенсивности (информационной и языковой) класс с кучей челенджей и фана и весомый кусок практических знаний c набором ЧТО НУЖНО и ВАЖНО и ЧЕГО НЕЛЬЗЯ. Плюс немного «ручной» практики и отработки искусственного дыхания и непрямого массажа сердца (CPR) на манекенах «взрослый», «подросток» и «малыш» (до года), имитирующих реалистичные параметры жесткости-гибкости грудной клетки и лицевых деталей и даже подъем грудной клетки при вдыхании воздуха в рот манекена с необходимым давлением.  На самом деле «ручной» практики мне не хватило ;). Ограничение времени 3-мя часами на  всё реально очень напряжно. Проще тем, кто уже не в первый раз, кто подновляет свои сертификаты, которые выдаются на 2 (CPR/AED) и 3 (First Aid) года соответственно.

Сертификаты, как неоднократно подчеркивал тренер Джон, это не главное, если Вы обладаете знаниями и навыками, которые могут помочь кому-то выжить, используйте их, независимо от валидности Вашего сертификата ;). Главное — эти знания иметь и чувствовать себя уверенно, чтобы действовать разумно и эффективно в критических ситуациях.  Особый акцент делался на то, что владельцы сертификатов находятся под защитой Good Samaritan Law ( в русском варианте — Закона Доброго Самаритянина), что само по себе стимулирует стремление оказывать помощь, помогая снять страх и опасения быть в последствии осужденным за непреднамеренно неправильные действия, повлекшие за собой телесные повреждения или смерть пациента. Социум таким образом делает  выбор мужду активностью и  пассивностью людей, окружающих нуждающегося в помощи пострадавшего. Пассивностью, вызванной страхом потенциального наказания за неправильные действия помощи. Немного советов для избежания заведомо неправильных действий и ликвидации безграмотности.

Наглядное пособие — важность отклонения-откидывания головы назад и подтягивания подбородка вверх для открытия воздушных путей при проведении искусственного дыхания.

Без сомнения акцентируется необходимость получения согласия пациента на оказание ему помощи, если только он не пребывает в бессознательном состоянии.

А необходимость оказания помощи наглядно объясняется иллюстрацией статистических данных «Цепочка Выживания», показывающей процент выживания в зависимости от применения разных видов «доврачебки» и времени начала этих мероприятий.

Такие карточки-сертификаты выдаются по окончании  курсов.

Подобные курсы в России

Школа Первой Помощи

«… оказывать доврачебную помощь иногда опасно – можно навредить.

Значит ли это, что нужно бросать упавшего на произвол судьбы, оставлять истекающего кровью и оставаться равнодушным к чужой беде? Конечно, нет. Другое дело, что свои действия всегда нужно соизмерять с компетентностью. А еще внимательно слушать чему учат на ОБЖ и пройти курсы оказания первой помощи. Их предлагают МЧС, Красный крест, автошколы, турклубы и множество других организаций.«