…Памятуя свой прежний опыт с Хиндуистким темплом (храмом) во Фримонте,  искал место в Хинду коммьюнити в окрестностях, где бы поучится и попрактиковать Санскрит. В том храме во Фримонте больше классов Санскрита не дают, зато, погуглив, набрел на Хинду Коммьюнити Центр с темплом в городке Ливерморе (Hindu Community and Cultural Center) тоже на материке, неподалеку от Фримонта. Как оказалось, волшебное место силы! ;)

 

 

 

Судя по рассписанию, в 8 утра наметил взять бесплатный класс утренней индийско-народной йоги, а потом в 9:30 — класс Санскрита -проводят каждую вторую и четвертую субботу месяца. Явно недоспав,  поднялся в 6:30 и только подоспел к 8-ми утра к означенному Центру-Храму.

Место действительно впечатляет! Этот Shiva-Vishnu Temple оставляет очень сложные чувства — с одной стороны, новая постройка блестит и отсвечивает свежестью и моложавостью современности, с другой — в архитектуре проекта и деталях оформления ощущается какая-то древняя сила и мудрость. Сразу в глаза бросается чистота внутреннего и внешнего и продуманность окружающего пространства и интерьеров.

На территории ведется дальнейшее строительство, но все организовано на высшем уровне — никакой грязи, непонятных проходов или свалок стройматериалов или мешающих заборов, наоборот, все сделано для удобства посетителей — информационные указатели, регулировка въезда и выезда на/с парковок с указанием дирекшенов (как быстрее и проще подъезжать от ближайшего  хайвея). Любимый мной простенький темпл и коммьюнити центр Фримонта просто безусловно оставляет этому месту в Ливерморе законную высшую позицию.

 

 

 

Но как часто случается на Востоке (а речь безусловно идет об островке Востока, правда укоренившимся в Северной Калифорнии), ни йога-класса, ни урока Санскрита в этот знаменательный день не случилось. Зато случился другой вполне плановый (но не для меня) евент — Senior’s Day — ежегодный день для пожилых людей. На нем-то я и завис на целый день — вот так пенсионерский праздник! ;) Мотив был мелочный, раз уж приехал так далеко и не получил ожидаемой «зарядки», после собственной короткой разминки на лужайке у храма возжелал поначалу просто поглазеть и пообедать прасадом. Прасад — это пища, предлагаемая божествам через потчивание людей и животных, проходящих мимо вашего дома, в данном случае, храма — обычное явление в святых местах в хиндуизме в дни праздников, коих в году случается несчетное множество. :)

Прасад — подношение богам, должен быть:

1. всегда приготовлен чисто (с чистыми помыслами, руками и ногами!);

2. вегетарианский (без насилия над животными тварями и с благодарностью к растительным творениям).

Впрочем, прежде чем входить в храм, также требуется снять обувь, обмыть руки и ноги и, конечно, мозги — молитва, мантра, намасте, поклон. Для омовения конечностей специально сделано местечко в стороне от входа в храм — краники с водой и поддоны. Дальше везде по территории вокруг храма можно перемещаться босиком по чистым, вымытым бетонным дорожкам. Ну и что, что на улице утром +10, а зимой до +1. Нормальная для индусов естественная закалка стоп. В храме все полы мраморно блестят, тоже не жаркие, но у святилищ постелены циновки и коврики.

Насчет второго пункта, конечно, в Индии тоже есть много штатов, не требующих вегетарианский стол в мирском житие, но для ведических святилищ повсюду — это правило. А мясо коровы — строгое табу, в ведической традиции это священное животное считается матерью всех людей.

До «синьорского» праздника, прогулялся по темплу,  поизучал немного хиндуисткую и шиваисткую мифологию и богов — очень аккуратно подписаны все святыни (sanctum), кому посвящены и кто есть кто. В культурном центре, что позади храма, получил бесплатный толстый презентационый каталог, где кроме истории храма, топ-персон и спонсоров-жертвователей, дается ликбез по хинду-шиваизму, описание богов, почитаний, рассписание праздненств и ритуалов, а также, отличных фотографий храма и, что важно, фигур божеств — то, что снимать самому на фото-видео, обычно, без акта освящения ни в каком храме нельзя.

На стене центра прочел правила внутреннего распорядка — местами очень познавательно. Храм безусловно открыт для представителей любых религиозных конфессий или атеистов, коли уж они настолько любознательны. Строгих норм одежды, ритуалов или поведения не требуется — элементарные правила приличия в святом месте. Исключение — обязательное снимание обуви. С одной стороны, безусловно полезная гигиеническая норма; с другой, как повсюду на Востоке, считается, что не следует нарушать чистоту в широком смысле святого места мирскими «загрязнениями» — пылью мирской суеты на «тапочках» и суетливыми, мелочными думками. Потому есть рэки для парковки обуви снаружи и краники помывален. Мозговой душ — на ваше собственное усмотрение, если неадекватным поведением вызовешь гнев богов, попросят покинут святыню.

Внутри храма проводятся различные ритуалы для семей, детей, семейных пар с живым огнем и мантрами. Огонь — в специальном колпаковом камине, очень эффектно выглядит внутри храма.

На улице в специальном месте проводят ритуалы освящения новых автомобилей, чтобы честно служили, безопасно возили и не ломались. Ритуал освящения — над колесницей читаются мантры, священными специями (желтой куркумой и красной паприкой) рисуются символы на капоте, крыльях, колесах, рулевом колесе, колесница посыпается цветами, на капот кладется связка бананов вместе с ключами remote control, под колесами раздавливаются лаймы (сорт мелких зеленых очень ароматных лимончиков), перед капотом разбивается целый кокос.

 

 

 

Зайдя на мероприятие для пожилых обитателей коммьюнити, был, как и ожидалось, тепло и радушно принят. Уже стало привычно что, завидев новичка, да еще и европейца, люди не просто знакомяться, но и живо интересуются моим рассказом «каким ветром меня занесло» ;) Таким образом, перезнакомился и перекинулся фразами со многими участниками и организаторами мероприятия. Запомнил, к сожалению, не многих. Камеш (Kamesh) — скромный, но по всей видимости, хозяин активностей центра. Апарна(Aparna) — молодая женщина с двумя вечно куда-то пропадающими детишками, одна из активных организаторов и ведущих праздника, заведует песнями и танцами. Чандра(Chandra) — пожилая дама, родом из штата Индии, где культура на стыке двух религий — хинду и мусульманства соседнего Пакистана, строгая последовательница шиваизма, духовный консультант храма — очень умудренная в философии религий, судя по беседам. Гуатам (Goutam) - как раз он и преподает классы Санскрита. Мистер G.S. Satya — бизнесмен, живущий в Штатах 45 лет, начинавший давно в 60-е «создавать» Силиконовую Долину в компании HP, ныне СЕО — руководит — компанией по разработке устройств «Drunken Driver Prevention»; одна из основных фигур в раскрутке  и организации спонсорства индуистского храма м коммьюнити центра в Ливерморе — это его дхармическая (духовная) деятельность. Я скромно присел наблюдать за разворачивающимися в зале действами за крайний и дальний столик. Спустя время, мистер Сатья подсел ко мне и мы разговорились, как водиться, по темам кто, откуда, когда и зачем.

На пенсионерский праздник в этот день съехались приглашенные господа из местного городского управления — Livermore City Hall. Они с почетом были встречены (дорогим гостям на плечи накидывают большой цветной платок с вышивкой) и держали приветственное слово, ваказав свое почтение пожилым членам коммьюнити и восторги разуивающемуся храму и культурному центру. Надо заметить, что процент индусского населения в тех краях достаточно высок — любят почему-то индусы заБэйные края. А следовательно, местным руководителям очень даже небезразличны такие места, способствующие укреплению духа коммьюнити и продвигающие правильные идеи в массы — добропорядочность, добрососедство, просвещение, социальные евенты, продвидение экологических идей и, конечно, создающих один из удобных полигонов для предвыборной компании. А в целом, сие появление — очередной раз доказывает насколько социализованы тут власти — они реально работают на благо коммьюнити (выработка законодательных актов, пробивание денег штата, адаптация муниципальных служб, экологические программы и акты) — социализм в действии. С составе предствителей Сити Холла были текущий мэр Marshall Kamena, вице-мэр John Marchand, Doug Horner, Eric ? — помощник кого-то из них, еще несколько персон.

Так вот, постепенно, после ознакомления с новым храмом (для многих из них посещение нового храма, как и для меня было впервые) эти господа все оказались за нашим столом, притянутые присутствием мистера Сатьи. За кулуарными социально-политическими беседами, разбавленными личными и анекдотическими отступлениями, мистер Сатья, увлекшись моим русским происхождением, интересом к индуистской культуре и аюрведической учебой, по очереди по мере поступления представлял меня то одному, что другому господину, которые в основном живо (думаю, из вежливости) интересовались кто и откуда. Меня такое представление сильно не увлекло, но зато послушать и поучаствовать в других беседах руководителей среднего американского городка было интересно. Вице-мэр  John Marchand — очень разговорчивый господин — в числе прочего произнес шутливую поговорку про родной городок — «I like my heart, but love my Liver More!» Игра слов в переводе значит «Я люблю свое сердце, но люблю мою Печень Больше (мой Ливермор)». ;)

Особенно показательно было насколько прямолинейно и настойчиво один из «защитников» интересов храма и центра переводил темы обсуждения на насущную потребность — организация convenient bus — специального марштрута бесплатного автобуса для удобного подъезда посетителей храма из центра городка (downtown) и от станций BART (Bay Area Rapid Transit) — местных линий электропоездов. К слову, парни от мэрии шутливо тему сводили на очень скорое продление ветки и открытие новой станции BART прямо рядом с храмом. Шутка в контесте реально забавная — храм находится на самой удаленной окраине города Ливермор,  последняя самая удаленная от центра San Francisco и наиближайшая станция наземно-подземных электричек BART в городке Pleasanton. Центр Ливермора на 15 километров дальше, протяжка такой ветки ж/д и постройка станции будет стоить немало, а денег у штата Калифорния уже давно сильный дефицит, не хватает даже на образовательные учереждения — с 2008 закрывают публичные школы. Проект продления ВАRT до центра Ливермора уже несколько лет в процессе. Но идея автобусного маршрута, я уверен, будет доведена до реализации, как все в этой странной и очень социолизованной стране. Это, вероятно, и есть социализм, когда местные власти СЛУЖАТ своим избирателям и когда то, что нужно населению (правильно это или вредно — отдельный вопрос) проводится в жизнь всемерной поддержкой людей управления. По-местному, их называют, local government — местные управители, которые работают, а вовсе не упиваются властью, как происходит в нашем российском варианте.

В остальном праздник на самом деле был добрым — пожилые люди активно делились традиционными индийскими песнями, танцами, чтениями отрывков из писаний и рассказами легенд, советами из аюрведы, участвовали в розыгрышах и командных играх. Более молодые организаторы мероприятия тоже принимали участие и я немного приложил свою голову. В одной групповой викторине по угадыванию названий фото-коллажей основанных на игре слов, я один из заработавших приз —  симпатичную фоторамочку — для семейного применения ;) В перерыве был подан прасад — сытный обед с десертом — здоровое индийское мороженное с фруктами, не совсем правильно с точки зрения аюрведического подхода, но вполне допустимо иногда. Вечером — индийский чай с молоком и специями. Все за счет центра, который процветает донейшенами посетителей. Вообще, насколько я знаю, принято регулярно вносить посильную лепту (ден.знаками, чеками или прасадом — едой из дома) при каждом посещении храма. В этом храме прочитал название на donation box — «Hundi». Так что баланс соблюдается.

А потом был вечер и купание в прохладном озере Lake Del Valle, что неподалеку от Ливермора, под потрясающими закатными перьями неба. Когда лежишь на воде лицом вверх, небо видно во всю ширину поля зрения и кажется, что живешь и плывешь в небе — попробуйте, Вам понравится!

Наслаждаемся полной фото галлереей события здесь.