Рассуждения об индийской и классической йоге от моего учителя Андрея Лобанова.

«Йога – это прежде всего внутренняя дисциплина, необходимая для развития волевых структур – важного инструмента практики. Она требуется и в начальной йоге – хатха-йоге, когда самодисциплина мобилизует человека для регулярной практики, и в дальнейшем, на уровне раджа-йоги, этот навык необходим для ментальных тренировок, управления вниманием и освоения глубокого сосредоточения.»

Далее — полное цитирование статьи.

LAM

Автор: Дата:


В силу того, что йога пришла из Индии, она ассоциируется именно с этой страной, хотя аналоги йоги существуют под разными названиями во многих культурах. Они сформировались в попытке человека познать себя и найти способы освобождения от зависимого существования. Однако с уверенностью можно сказать, что сейчас индийская йога – едва ли не самая популярная система. И с такой же уверенностью можно добавить, что индийская йога – это тупиковый путь развития для современного человека.

* * *

Традиционные системы развития человека являются версиями картины мира определенной культуры, народа в определенный период времени. Они содержат в себе зёрна знаний, методов взаимодействия человека с самим собой и миром в данной конкретной культуре и эпохе. Эти знания носят отпечаток культурной и ментальной среды, в которой живёт народ, его истории, религии и условий жизни, включая климат и географические условия.

В Индии, как и в других странах, шёл процесс поиска, и выдающиеся люди разных эпох искали пути к освобождению и создали свои подходы. Эти подходы также носят отпечаток культурной среды, в которой сформировались, и облечены в традиционную для Индии форму.

В процессе изучения любой из традиционных систем, будь то йога, китайские или тибетские системы, главным объектом внимания должно быть именно зерно – знания, методы, составляющее их основу, а не культурное обрамление, которое может быть ярким, экзотичным, мистичным. И отвлекающим от видения и постижения сути. Это лишь фон, обертка для сохранения знаний.

То, что органично присутствует в один период времени, в одной культуре, с её законами и отношениями, совершенно не подходит для другого времени и условий.

Попытка копировать и переносить древние традиции в чистом виде, с теми же ритуалами, формами взаимоотношений, в современную жизнь, без глубокого понимания их сути, больше похоже на театр, нежели на систему развития человека. Это не поможет человеку реально обрести свободу и творческую силу и научиться выстраивать правильные взаимоотношения с самим собой и миром.

Но именно копирование внешней формы, атрибутики, ритуалов без понимания их истинного назначения, слепое следование древним учениям, в наибольшей степени – индийской йоге — стало популярным среди современных практиков, как в России и СНГ, так и на западе.

Её адепты одеваются в оранжевое, обвешиваются амулетами и четками, охотятся за посвящениями и благословениями индийских мастеров, с энтузиазмом выполняют ритуалы, не понимая их подлинного смысла, отправляются в ашрамы на карма-йогу в услужение местным свами, а некоторые втайне мечтают получить этот титул, а с ним – авторитет и привилегии, соответствующие этой ступени духовной иерархии.

Погружение в индийскую культуру, религиозные ритуалы, быт и образ жизни создает у человека иллюзию того, что он постигает йогу. На самом же деле он уходит от йоги и её главной цели — освобождения от всей умственной «шелухи» и зависимости от разного рода идей, привычек и обрядов.

В плену традиций

Йога распространена в Индии в первую очередь как религиозная система, что существенно ограничивает её применение для развития человека. Религиозное прочтение йоги не несет полного и естественного раскрытия природы действительности в человеке.

nesvami9

В Индии йога издавна существует в рамках орденов, созданных много лет назад Шанкарой, а также двух орденов, существовавших до него.

Ордена – это религиозные структуры, которые живут по жесткому внутреннему уставу, предписанному традицией. Выполнение норм обеспечивает дисциплину в ордене, и эти жесткие рамки необходимы для существования этой социальной структуры.

Какая форма йогической практики будет здесь присутствовать? Где свобода, творчество, естественность?

Здесь она невозможна.

Любая традиция – это форма ограничения. И одновременно – форма сохранения, «консервирования» уклада жизни той или иной эпохи, с соответствующим ей менталитетом, картиной мира, мышлением, оценками и нормами поведения. Именно поэтому в Индии, в отличие от многих других культур, знания древних мастеров дошли до наших дней.

Заложенное в индийском менталитете слепое следование традициям позволило сохранить  йогические знания с помощью священных текстов и традиционной индийской передачи от учителя к ученику (существующий по сей день институт гуру).

Знания эстафетной палочкой передавались в неизменном виде. Но при любой передаче, как письменной, так и устной, неминуемы ошибки и искажения, и чем длиннее цепочка, тем их больше. И искажалась в первую очередь суть, хотя внешняя форма оставалась неизменной.

Еще один фактор, сыгравший важную роль в сохранении и передаче традиций – кастовая структура индийского общества, которая также оставила свой след в менталитете народа.

Касты — это уникальная система управления обществом в огромной стране, состоящей из разных народов, языков, религий. И это — рабство в рамках ведических законов.

Священные тексты Вед – свод предписаний и программ действия на все случаи жизни для всех каст – являются базой всей культуры Индии. Весь порядок и уклад жизни построен на идеологии Вед как абсолютно священных текстов, которые «даны свыше». Они же являются уздой для управления индийским обществом, в котором никто не свободен — ни брамин, ни шудра.

Для сохранения древних традиций кастовая система сыграла положительную роль, но развития человека – ограничивающую.

nesvami5 nesvami4

Прогрессивные борцы за свободу освобождали Индию не только от англичан, но и от кастовой системы. Но освобождение — это очень сложный процесс. Он завязан на рабстве идей, в котором пребывают несвободные, не развивающиеся люди. И им нужна соответствующая йога — с ритуалами, поклонениями, служением свами и гуру, молениями высшим силам об успешности, богатстве и здоровье. Что ещё может пожелать человек с рабским сознанием? Только выживать, и высшая форма выживания — максимальный материальный достаток. Желание идеальной жизни, которой руководят боги, является иллюзией и мечтой младенческого сознания, от которого закрыто истинное понимание жизни и предназначения человека.

Как протест против порядка орденов в Индии существуют садху – святые, отшельники и аскеты. Правда, часто под маской отшельничества скрывается философия современных бомжей – нежелание и неспособность трудиться и делать в жизни что-то стоящее. Такие «садху» используют представления индусов о святых, легенды и мифы о них, и страхи, связанные с их могуществом. Поэтому, «попрошаек в законе» обыватели на всякий случай снабжают едой и деньгами, дабы откупиться и не навредить себе — а вдруг настоящий святой?

Поэтому толпы так называемых святых бродят по городам Индии. А у многих адептов йоги из Европы, России, Украины это ассоциируется с настоящей йогической жизнью – сиди, покуривай, ничего не делай – вот она, свобода. И они подражают им, ведут такой же образ жизни — жизни без ответственности. Подобных русских и украинских «святых» и отшельников можно встретить в Индии.

nesvami6 nesvami3

 

Еще одна особенность традиционной индийской йоги, препятствующая развитию человека — институт гуру. Гуру воспринимается как воплощение божества, для ученика он является высшим существом, через которого говорит бог, и ученик слепо выполняет его волю, не подвергая её сомнению. Служение свами, мастеру, учителю – первый долг ученика. Подобное состояние лишает человека ответственности за свои выборы и до конца разрушает без того слабые волевые структуры, его веру в себя и способность выбирать свою судьбу.

Альтер йога

Параллельно с традиционной индийской йогой создавалась классическая йога — другая йога для другой жизни — вне рамок идей и традиций, а главной целью практики стала кайвалья – свобода, прежде всего, от обусловленности ума, его порабощенности разного рода идеями и традициями, в том числе, ведическими.

Это универсальная наука о человеке, его естественном самосовершенствовании и развитии, технология познания и внутреннего освобождения.

В чем состоит революционность классической йоги Патанджали? В смене способа взаимодействия с миром. Эта йога предлагает путь познания действительности через непосредственное соединение с ней, без любых посредников – в том числе, идей. Вот в чём мне видится смысл кайвальи. Но кайвалья – это не конечная цель развития человека, а начало другой – творческой – жизни в состоянии свободы.

Классическая йога не имеет ничего общего с ни образом жизни садху, ни с религиозными ритуалами, ни со служением свами, ни с духовными титулами и внешними атрибутами.

Йога – это прежде всего внутренняя дисциплина, необходимая для развития волевых структур – важного инструмента практики. Она требуется и в начальной йоге – хатха-йоге, когда самодисциплина мобилизует человека для регулярной практики, и в дальнейшем, на уровне раджа-йоги, этот навык необходим для ментальных тренировок, управления вниманием и освоения глубокого сосредоточения.

Навыки дисциплины, к сожалению, отсутствуют у большей части современной молодежи. Привычка балдеть, искать удовольствия и не работать, не размышлять, а получать информационные суррогаты из интернета уменьшают объем памяти, упрощают мыслительные процессы.

Отсутствие привычки к чтению усугубляет деградацию, люди не утруждают себя раздумьями. Картинки, готовые образы заменяют мышление. Внимание катастрофически рассеяно и не способно удерживаться долгое время на чем-либо. Интернет – главный справочник и замена размышлениям. Деградации мыслительной деятельности способствует также современная система обучения, ориентированная на запоминание информации: «угадай-ка» является главной способностью в тестах ЕГЭ.

nesvami2Поэтому классическая йога для многих сложна – она требует внутренних усилий, самостоятельных исследований, реальной работы.

Большинство выбирает варианты попроще. И один из таких вариантов – индийская традиционная йога, не требующая ни внутренней ответственности, ни воли, ни размышлений и собственного поиска. Ответы на все вопросы – в Ведах, священных текстах и устах свами.

Рабская психология и разрушенные волевые структуры – вот что является причиной выбора именно такой йоги.

Разрушение воли человека на протяжении веков происходило в России постоянно. Достаточно обратиться к недавней истории. Чуть больше 150 лет назад было отменено крепостное право, и наши прабабушки и прадедушки были рабами. Годы постреволюционного террора, компостирование мозгов коммунистической идеологией, сталинские репрессии, безответственность постсталинского периода оставили неизгладимые следы страха, неверия в себя, нежелания самим руководить своей жизнью.

В эти периоды успешно подавлялись структуры личной воли человека, привычка подчиняться и не иметь своего собственного взгляда на жизнь является наследием этих времен.

Верить в кого-то, кто выше, и не верить в себя – плацдарм для создания индийских и иных сект. Слепое поклонение религиозным авторитетам, раболепство перед индийскими и другими восточными «мастерами» — обычное дело в постсоветском йога-пространстве.

Это страстное желание российских адептов «в ноженьки валиться, поверить в очарованность свою» выражено в такой гротескной форме, что порой шокирует вновь прибывших мастеров. В Индии подобных экзальтированных изъявлений преданности, самоуничижения не наблюдается. Но они быстро привыкают к подобному отношению – почему бы не использовать то, что само идет в руки? Со временем раболепство последователей развращает этих мастеров, они начинают воспринимать его как должное и с удовольствием входят в роль великого гуру, предложенную паствой. Степень абсурдности зашкаливает, и ни о каком развитии человека здесь не может быть и речи.

Не пора ли перевести йогу в России в научный формат, с реальными, трезвыми целями и задачами и адекватными формами их реализации, направленными на потребности современного человека в здоровье и развитии? Не пора ли начать культивировать йогу как науку о человеке, помогающую делать его жизнь естественной и свободной?

Если йога будет развиваться в России по такому пути, то это закроет дорогу заезжим мудрецам в тюрбанах, экзотических одеждах и атрибутах, ищущих власти и денег, так как естественным образом исчезнет спрос на них.

Необходимо сформировать современную науку о человеке, очищенную от всей экзотичности и мистичности ее индийского прочтения, от отживших и неуместных в ритуалов и обрядов.

Если йога как наука о человеке сможет получить государственный статус, это откроет широкие возможности ее применения в сфере оздоровления и развития человека.


 

<Конец цитирования>

Комментарии

Miraya_icon

Михаил Маряхин Вторник, 06 Май 2014

Андрей, вполне с Вами согласен — в плане индивидуального развития готовых к йоге человеков.

Спору нет, путь классической йоги Патанджали, аштанга йоги, это наиболее эффективный инструмент, способ и философия жизни для самосовершенствования. Даже безо всяких наслоений и декораций религий и национальных традиций. Вопрос в том, что далеко не все человеко-души готовы. Что тут скрывать, я сам не вполне готов.

Общественные структуры как и религии были всегда и существование их вполне оправдано — пока человечество не придумало более эффективного, скажем так, работающего способа управления группами людей — толпой. Хаос нужно как-то упорядочивать. Учитывая разный уровень осознанности приходящих в мир душ, ведическая система каст вполне себя оправдывает, думаю, лучше, чем какая-либо другая. Даже со всеми ее погрешностями и недостатками, такими как наследование каст родителей.

Я не говорю, что наше современное русское общество может взять и насадить индийскую систему, как и любую другую импортированную идею бездумно. Скорее каждое сообщество должно восстанавливать и сохранять свои традиционные корни — в них сила предков, понятная и достающая до души как родной язык. И, уверен, в древней культуре Руси есть что восстанавливать, разумное и полезное для социума в целом.

Кстати по поводу варн-каст, в книге «Йогарахасья» Шри Натхамуни (в изложении Шри Кришнамачарьи), шлока 11 первой части, наравне с аштанга йогой Патанджали упоминается также шестиричный путь — шаданга или ньяса видья — как пригодный для всех душ, включая шудр. Этот шестиричный путь предписывался как универсальное средство духовного «спасения»-развития для всех душ, включая шудр. Он как раз обобщает путь любой религии — путь почитания, смирения и поклонения единому Богу (единству в многобожии или его Отсутствию как в буддизме) (того же самого Бога, что в Ишварапранидхане восьмеричного пути.) А восьмеричный путь могли практиковать брахманы, кшатрии и вайшьи, но не шудры.

Так что про путь индивидуалов… Само собой индивидуального «спасения» никто не отменял. В любом виде.