Одна из древних икон — Коренно-Курской икона Божьей Матери в эти дни в нашем храме Успения Пресвятой Богородицы в Ферндэйле штата Мичиган. Затем икона пробудет 2 дня в храме Святого Владимира в Энн Арборе, Мичиган.

Обычное ее местоположение в Синоде РПЦЗ в штате Нью-Йорк.

Очень длинна, сложна и необычнайна жизнь этой иконы — со времен татарского нашествия до Серафима Саровского и Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского.

Цитирование истории Коренно-Курской иконы Божьей Матери с сайта Синода РПЦЗ synod.com.


 

ОДИГИТРИЯ (ПУТЕВОДИТЕЛЬНИЦА) РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ
О Коренно-Курской иконе Божией Матери

Обоснованием иконографического типа или композиции икон «Знамения» являются слова пророка Исаии: «Итак, Сам Господь даст вам знамение. Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Эммануил» (гл. 7, ст. 14).


В 13 столетии Курская область, как и почти вся тогдашняя Россия, подверглась страшному опустошению от нашествия татар. Город Курск был совершенно разрушен и превратился в дикую, заросшую дремучим лесом, населенную дикими зверями пустыню. Жители г. Рыльска, находившегося в 90 верстах от Курска и случайно уцелевшего от татарского погрома, ездили туда на охоту. И вот, 8 сентября 1295, в день Рождества Пресвятой Богородицы, небольшая дружина охотников из Рыльска прибыла на охоту к реке Тускоре, в 27 в. от Курска. Один из этих охотников, муж благочестивый и благоговейный, высматривая добычу в лесу, нашел небольшую икону, лежавшую лицом вниз на корне дерева. Едва он поднял икону, чтобы рассмотреть ее, как из того места, где лежала святая икона, забил сильный многоводный источник чистой воды. Икона оказалась «Знамения» Божией Матери. Охотник, нашедший икону, понял, что это не простая икона. Он созвал своих спутников, и они общими усилиями сейчас же срубили небольшую часовеньку, в которой и поставили обретенную икону. Жители г. Рыльска, узнав о новоявленной иконе Божией Матери, стали посещать ее для поклонения, и от иконы стали источаться многочисленные чудотворения.

Рыльский князь Василий Шемяка, узнав об иконе, приказал перенести ее в г. Рыльск, что и было сделано с большим торжеством: весь город вышел навстречу чудотворной иконе, приближавшейся с крестным ходом. Только сам Василий Шемяка уклонился от участия в этом торжестве… и ослеп. После усердного покаяния и молитв перед иконою, он опять прозрел. В благодарность за это он соорудил в Рыльске храм Рождества Пресвятой Богородицы, где и была поставлена икона, и с тех пор, в день ее явления, 8 сентября, установлено ежегодное празднование ей.

Но недолго пробыла икона в Рыльске. Трижды она чудесно исчезала из Рыльска, и ее находили в том месте, где она явилась впервые охотнику. После этого рыльчане поняли, что Божия Матерь благоволит, чтобы Ее икона оставалась на месте ее явления, и соорудили новую часовню и оставили ее там навсегда.

В 1383 г. Курская область подверглась новому разграблению со стороны татар. Татары, встретив на своем пути часовню, взяли священника в плен, а часовню решили сжечь. Но часовня, несмотря на все усилия, не загоралась. Суеверные татары накинулись на священника, которого они взяли в плен, подозревая его в волшебстве, которым они объяснили свою неудачу. Священник обличил их неразумие и указал им на икону Божией Матери, находящуюся в часовне. Озлобленные татары схватили святую икону, рассекли ее на две части и бросили их в разные стороны, а часовню сожгли. Отец Боголюб был отведен в плен.

В плену татар старец сохранил свою православно-христианскую веру: несмотря на давление, оказываемое ими, принять их религию, он остался непреклонен, возлагая всю свою надежду на Бога и Его Пречистую Матерь. И эта надежда не обманула его. Однажды он пас овец и услаждал себя пением церковных молитв в честь Матери Божией. Проезжавшие к хану послы московского князя, услышав это пение, узнали в пастухе-старце русского священника и выкупили его из плена. Отец Боголюб вернулся в свое отечество и поселился опять на своем прежнем месте, где стояла часовня с иконой. Здесь он скоро нашел расколотые татарами части чудотворной иконы, сложил их вместе, и они тотчас же срослись.

В 1597 г., по повелению царя Феодора Иоанновича, икона была взята в Москву и окружена по ее краям изображениями Господа Саваофа и ветхозаветных пророков, предвозвестивших людям об избрании, подвиге и служении Преблагословенной Девы Марии. В 1603 г. Самозванец Димитрий I взял икону из Курска в свой лагерь в Путивль, а затем в Москву, где она хранилась в царских хоромах.

В 1615 г. по особому прошению курских жителей царь Михаил Феодорович повелел возвратить чудотворный образ из Москвы в Курск и поставить его в курском соборном храме. Царица Ирина Феодоровна украсила икону богатой ризой, после чего икона вернулась обратно в свою часовню. В том же году, с помощью царя, на месте часовни был воздвигнут храм Рождества Пресвятой Богородицы и основан монастырь, а над источником на месте явления иконы выстроена была другая церковь во имя Живоносного Источника. Новый монастырь стал называться Коренной пустыню, в память явления иконы при корне дерева. С 1618 г. большую часть года икона проводила в Курске, а в Коренную пустынь она переносилась лишь на время.

В 1676 г. икона путешествовала на Дон для благословения Донских казачьих полков. В 1684 г. Государи Иоанн и Петр Алексеевичи прислали в Коренную пустынь список со святой иконы с повелением, чтобы этот список сопровождал в походах православных воинов. В 1687 г. икона посылалась в «большой полк». В 1689 г. списки со святой иконы были даны полкам в Крымский поход. В 1812 г. список со святой иконы был послан к Кутузову в действующую армию. Имелось много списков со святой Курской-Коренной иконы, которые также прославились чудотворениями.

С 1806 г., по Высочайшему повелению, было определено, что чудотворная икона должна находиться в Коренной пустыни с пятницы 9-ой седмицы по Пасхе до 12 сентября. В эти дни икона переносилась из Курска в Коренную пустынь и обратно торжественным крестным ходом, который растягивался на весь путь Знаменского монастыря в г. Курске до Коренной пустыни – 27 верст.

С чудотворной иконой связаны некоторые ужасные события предреволюционных лет в России, как, например, взрыв адской машины в Курском соборе с целью уничтожения иконы. Храм был взрывом разрушен, а икона осталась цела. Это страшное событие имело свой отголосок во Франкфурте (Германия), куда, уже теперь, в наши годы привозилась икона. Священника, сопровождавшего икону, – узнаем мы из книги архиепископа Чикагского и Детройтского Серафима (Иванова; + 1987 г.) «Одигитрия русского зарубежья», – отозвал в сторону некий старик и сказал: «Я был сообщником Уфимцева в покушении на взрыв этой иконы. Был я мальчишкой и в Бога не верил. Вот и захотелось мне проверить: если Бог есть, то Он не допустит гибели столь великой святыни. После взрыва я горячо уверовал в Бога, и до сих пор горько раскаиваюсь в своем ужасном поступке». Старик поклонился иконе и вышел из храма.

Теперь несколько слов о приснопамятно высокопреосвященнейшем Феофане, архиепископе Курском и Обоянском, вывезшем икону заграницу, и благодаря которому удалось сохранить эту святыню от осквернения со стороны безбожников.

Владыка Феофан (Гаврилов) родился 26 декабря 1872 г. в Орловской епархии в семье церковной. В 1893 г. он окончил Орловскую семинарию, а в 1897 г. принял священство (покойный Владыка был из вдовых протоиереев). В 1902 г. – поступил в Киевскую Духовную Академию, где и принял монашество. Окончив академию в 1906 г. со степенью кандидата богословия, отец Феофан назначается помощником смотрителя Бежецкого духовного училища. В 1908 г. – назначен инспектором Волынской семинарии, а в 1910 г. стал ректором Витебской семинарии. В декабре 1913 г. в Знаменском соборе г. Курска совершилась архиерейская его хиротония во епископа Рыльского, викария Курской и Обоянской епархии. Новый владыка любил служить в Казанском соборе в г. Курске, освящение закладки которого было совершено святителем Белгородским Иоасафом в 1752 г., а строительством этого храма занимался раб Божий Исидор, родной отец преподобного Серафима Саровского. В 9-ую пятницу после Пасхи 1767 г. во дворе Машниных (так в документах писали свою фамилию родители преподобного – свящ. СГ), находившемся близ храма, совершилось чудесное исцеление отрока Прохора, будущего преподобного Серафима, перед Курской иконой. Интересно отметить, что в нижнем Сергиевском храме Казанского собора находится прижизненный портрет преподобного Серафима, посланный игуменом Саровской пустыни Нифонтом родному брату Алексею с известием о кончине чудотворца.

По удалении на покой курского архиепископа в 1917 г. епископ Феофан был духовенством и паствой единогласно избран епархиальным архиереем. Будучи епископом г. Курска, владыка Феофан со своими пасомыми пережил похищение безбожниками чудотворной Курской иконы из Знаменского собора в 1918 г. Случилось же это так:

В среду 6-ой недели Великого поста литургию Преждеосвященных Даров совершал иеромонах Гермоген (Золенко), который скончался в сане архимандрита на Святой Земле в 1958 г. Возвращаясь в храм на великое повечерие, он у входа в собор увидел иеромонаха Питирима и монастырского огарочника (послушник, следивший за огарками свечей), которые обнаружили похищение чудотворной иконы, Святого Агнца (для Преждеосвященной в пятницу 6-ой недели поста) и золотой дарохранительницы. Взволнованная монастырская братия немедленно об этом сообщила владыке Феофану, который послал телеграмму начальнику московского уголовного розыска. Безбожниками не было произведено никаких поисков чудотворной иконы, а свалили вину на самих монахов, посадив их под домашний арест, в том числе и епископа Феофана. И вот, монахи Знаменского монастыря, лишившись главной своей святыни, горестно встретили Пасху. Но Воскресший Христос утешил монастырскую братию скорым обретением иконы в четверг Фоминой недели. Курская икона была найдена без драгоценной ризы одним бездомным курянином у Феодосиевского колодца, выкопанного по преданию самим игуменом Киево-Печерским – преподобным Феодосием, в день памяти которого была найдена икона. Поэтому, нельзя не заметить участия в обретении иконы и предстательства за своих земляков чудотворца Лавры Киевской. Узнав об обретении иконы, епископ Феофан велел звонить во колокола и направился крестным ходом со всей братией монастыря к месту обретения чудотворного образа. Вскоре по взятии Курска Добровольческой армии в сентябре 1919 г. были найдены два расшитых золотом чехла в помойке здания ЧК. Возрадовавшимся и благодарным народом совершались непрерывные моления перед иконой, зная, что в скором времени она оставит свой град. Владыка Феофан, опасаясь осквернения святыни наступавшими безбожными силами, покинул пределы Курска 18 ноября 1919 г., неся на руках своих чудотворный образ. В 1920 г. икона в сопровождении владыки Феофана окончательно покинула Родину.

В 1925 г. по постановлению Синода заграничных епископов и с согласия хранителя иконы, архиепископа Феофана, Зарубежная Одигитрия была перенесена в русскую Троицкую церковь в Белграде. После захвата Югославии немцами, архиепископ Феофан перевез икону в Хоповский монастырь. Вскоре после этого, высланный из Хорватии архиепископ Феофан прибыл в Белград, где жил в нужде до конца своих дней. Кончина его последовала в 1943 г.

Следует напомнить, что именно перед этой святыней скончался великий святитель Иоанн (Максимович; + 1966 г.), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский, чудотворец.

Возблагодарим Господа, даровавшего нам эту величайшую святыню Матери Божией, Которая освящает все события и торжества нашей Русской Зарубежной Церкви и указывает нам путь в современном мире.


Kursk-Root-Icon-Russian-Church-Michigan-Large