Мемориал_Густава_ТринклераСемейное событие — в почитание памяти выдающегося нижегородца Густава Васильевича Тринклера, пра-прадеда моей дочери Ольги.

Густав Васильевич Тринклер — создатель-разработчик первого двигателя внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (цикл Тринклера — обобщение цикла Дизеля и цикла Отто).

Полное цитирование статьи с сайта stnmedia.ru.


 

«Мемориальную доску выдающемуся учёному, доктору технических наук, признанному мировой наукой создателю первого двигателя с воспламенением от сжатия Густаву Васильевичу Тринклеру открыли в Нижнем Новгороде 26 апреля 2016 года. Памятный знак появился на здании второго корпуса Нижегородского государственного технического университета (НГТУ) имени Р.Е. Алексеева. Об этом сообщается на сайте вуза.

Участниками торжественной церемонии открытия стали ректор НГТУ им. Р.Е. Алексеева Сергей Дмитриев, проректор по научной работе ВГУВТ, выпускник НГТУ Андрей Корнев, директор Нижегородского политехнического колледжа Владимир Васин, директор музея АО «Завод Красное Сормово» Татьяна Корягина, внучка Г.В. Тринклера Вероника Тринклер, а также представители кафедр, на которых ученый работал, и студенты вуза.

«Я благодарю всех, кто пришёл сюда почтить память Густава Васильевича. Спасибо вам, что уважаете его, гордитесь, цените и сохраняете память о нём и его достижениях», — сказала Вероника Тринклер, ее слова приводятся в сообщении.

Справка

Густав Васильевич Тринклер родился 25 апреля 1876 года. С 1917 по 1957 год работал в Нижегородском техническом университете, был ведущим инженером, заведующим кафедрой «Двигатели внутреннего сгорания». Написал монографию по двигателям внутреннего сгорания, в которой обобщил свой 45-летний опыт работы в этой сфере.

Светлана Чернова. Фото предоставлено пресс-службой НГТУ.


Интересна история изобретений двигателя внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия, ныне известного под именем одного из создателей — Рудольфа Дизеля.

Цитирование статьи о Тринклере Густаве Васильевиче с Википедии.


Гу́став Васи́льевич Три́нклер (12 (24) апреля 1876 — 4 февраля 1957) — русский и советский учёный и изобретатель, создатель бескомпрессорного дизельного двигателя.

Биография

Будучи студентом Санкт-Петербургского технологического института, Густав Тринклер начинает разрабатывать проект нового теплового двигателя, работающего на жидком углеродном топливе с воспламенением от сжатия.

Летом 1898 года при переходе на V курс института Тринклер завершил работу над проектом и был принят на Путиловский завод, где очень быстро начал строить первый в мире «бескомпрессорный нефтяной двигатель высокого давления», который он назвал «Тринклер-мотором». В течение 1898 года двигатель был построен, и в 1900 году начались его испытания. Результаты испытания «Тринклер-мотора», спроектированного, построенного и испытанного молодым русским инженером вызвали восхищение специалистов достигнутым блестящим результатом (КПД равен 29 %) и одновременно волну опасений русских и зарубежных производителей тепловых двигателей[1].

Весной 1902 года новый директор Путиловского завода С. И. Смирнов категорически потребовал прекращения работ по новому двигателю. Сделано это было под нажимом нефтепромышленника Эммануила Нобеля, который ранее (в 1897 году) купил патент на двигатель Рудольфа Дизеля и после целого комплекса работ по усовершенствованию конструкции наладил их серийное производство на принадлежавшем ему механическом заводе «Людвиг Нобель» (потом завод «Русский дизель») в Санкт-Петербурге.

Г. В. Тринклер уезжает строить свои двигатели на завод «Братьев Кертинг» в Ганновере (Германия), где и работает до середины 1907 года главным конструктором. Бесспорные преимущества «Тринклер-мотора», опробованного и освоенного за рубежом, привлекли, наконец, внимание отечественных промышленников. С июня 1907 года Г. В. Тринклер работает начальником отдела тепловых двигателей на Сормовском судостроительном заводе, куда он был приглашен в качестве одного из ведущих специалистов по тепловым двигателям мирового энергомашиностроения.

На заводе Красное Сормово он проработал двадцать лет и оставил заметный след в его истории. Густав Васильевич возглавлял отдел тепловых двигателей. Под его руководством строились двигатели внутреннего сгорания, за которые в 1910 году завод получил Большие золотые медали на выставках в Баку и Екатеринославе. А в советское время был построен первый в СССР мощный двухтактный двигатель для фабрики «Красный Перекоп». Тринклер был основателем и первым директором машиностроительного техникума, где и по сей день готовят для завода руководителей производства среднего звена. В 1930 году без защиты диссертации ему присваивается ученая степень доктора технических наук, он автор 50 научных работ. В 1934 году Тринклер перешёл на преподавательскую работу в институт водного транспорта, но до конца жизни поддерживал тесную связь с заводом.

В России Тринклер считается создателем Цикла Тринклера. Однако в большинстве других стран мира этот цикл не связывают с именем Тринклера, а называют Seiliger cycle (например, в Германии, Голландии) и Sabathe cycle (в Италии).

Сам Тринклер писал об этом так [2]: «Необходимо указать на неправильно существовавшую терминологию циклов двигателей внутреннего сгорания.

Николай Отто построил в 1876 – 1878 гг. четырёхтактный газовый двигатель с предварительным сжатием смеси и сгоранием при постоянном объёме; но он не является автором такого цикла. Такой цикл много раьше, в 1862 г., предложил французский инженер Альфонс Бо-Де-Роша и описал в выпущенной им брошюре. Можно говорить о двигателе Отто, но нельзя говорить о цикле Отто.

Цикл сгорания топлива при постоянном давлении неправильно именовать циклом Дизеля, так как последний предлагал вести сгорание топлива по изотерме (цикл Карно) и даже запатентовал такой способ сгорания топлива; он притом на своих публичных выступлениях упорствовал в этом.

Что касается наименования цикла смешанного сгорания циклом Сабате, это ещё менее обосновано.

Сабате в 1908 г. заявил в России патент и получил патент №19115 не на цикл, а на особую конструкцию распылителя, который впрыскивает топливо в рабочий цилиндр в два последовательных отрезка времени с целью осуществить цикл смешанного сгорания.

Между тем, уже в 1905 г. были выпущены на рынок двигатели системы Тринклера, которые в полной мере реализовали цикл смешанного сгорания. Таким образом, нет основания связывать реализацию цикла смешанного сгорания с именем Сабате.

Наконец в таком авторитетном органе, как «Вестник высшей школы» №4 1949 г., помещено письмо проф. В. Ю. Гиттиса, отвергающего термины – цикл Отто, — Дизеля, — Сабате и подтверждающего приоритет Г. В. Тринклера по реализации цикла смешанного сгорания».

Примечания

  1. [1]Наливайко В.С. Р. ДИЗЕЛЬ, Г. ТРИНКЛЕР – ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ..Наливайко В. С. «Р.Дизель, Г.Тринклер — их роль в развитии двигателестроения»
  2. Тринклер Г. В. Двигателестроение за полустолетие. Очерки современника. — 2-е изд.. — Л.,: Речной транспорт, 1958. — С. 32. — 167 с.

Фрагмент статьи на Википедии — «Дизельный Двигатель». Про вечную возню за коммерческий интерес и попрание правды и даже эффективности.


 

Независимо от Дизеля в 1898 году на Путиловском заводе в Петербурге инженером Густавом Тринклером был построен первый в мире «бескомпрессорный нефтяной двигатель высокого давления», то есть дизельный двигатель в его современном виде с форкамерой, который назвали «Тринклер-мотором». При сопоставлении двигателей постройки «Дизель-мотора» и «Тринклер-мотора» русская конструкция, появившаяся на полтора года позднее немецкой и испытанная на год позднее, оказалась гораздо более совершенной и перспективной. Использование гидравлической системы для нагнетания и впрыска топлива позволило отказаться от отдельного воздушного компрессора и сделало возможным увеличение скорости вращения. «Тринклер-моторы» не имели воздушного компрессора, а подвод тепла в них был более постепенным и растянутым по времени по сравнению с двигателем Дизеля. Российская конструкция оказалась проще, надёжнее и перспективнее немецкой[5]. Однако под давлением Нобелей и других обладателей лицензий Дизеля работы над двигателем в 1902 году были прекращены.

В 1898 г. Эммануэль Нобель приобрёл лицензию на двигатель внутреннего сгорания Рудольфа Дизеля. Двигатель приспособили для работы на нефти, а не на керосине. С 1899 г. Механический завод «Людвиг Нобель» в Петербурге развернул массовое производство дизельных двигателей. В 1900 г на Всемирной выставке в Париже дизельный двигатель получил Гран-при, чему способствовало известие, что завод Нобеля в Петербурге наладил выпуск двигателей, работавших на сырой нефти. Этот двигатель получил в Европе название «русский дизель»[6].